×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Кредитование - Разделение властей в каких государствах

Разделение властей в каких государствах

2.2.Разделение властей в рф


Ожесточенные и нескончаемые споры между законодательной и исполнительной властями велись, например, в России вплоть до трагических событий 3–4 октября 1993 г – расстрела парламента. Длительные дискуссии имели место вплоть до Указа Президента Российской Федерации

«О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

, в котором было предложено Конституционному Суду не созывать свои заседания до начала работы Федерального Собрания. Многочисленные споры, а точнее, стычки, возникали и по другим аспектам теории разделения властей. Ни одна из спорящих сторон не подвергала сомнению те или иные положения теории разделения властей, не говоря уже о концепции в целом.

Ни одна из них не оспаривала важность поддержания постоянного баланса, равновесия властей, в особенности законодательной и исполнительной властей. Но вместе с тем каждая из сторон стремилась и истолковать различные аспекты теории разделения

Разделение властей: общая характеристика

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти; 2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу; 3) система сдержек и противовесов.

Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например: — право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ; — право Президента РФ распускать Государственную Думу; — право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.; 4) единство государственной власти.

Система разделения властей в современных демократических государствах

во Франции (и являющаяся частью нынешней Французской Конституции) в статье 16 закрепила этот важнейший принцип: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей, теория в основе определяет следующее его содержание. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Рекомендуем прочесть:  Ипк для работающих пенсионеров

Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера.

Принцип разделения властей

на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой.

При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей.

Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства. Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная и исполнительная власти, действуют как две силы в замкнутом круге своих полномочий.
Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом.

Понятие системы разделения властей в государстве

Рассматривая истоки теории разделения властей, равно как и процесс ее становления и развития, в научной и учебной юридической литературе совершенно справедливо указывается на то, что, несмотря на общность многих положений, высказанных Локком и Монтескье в отношении рассматриваемой теории, учение Монтескье о разделении властей «обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями».

Соединение всех трех властей в одном лице или органе уничтожает, по мнению Ш.Монтескье («О духе законов» (1748) свободу личности: личная свобода окончательно бы исчезла, если бы власть составлять законы, судить за преступления и приводить в исполнение публичные решения соединялась в одном лице. Рассмотренная им

«триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма»

. По существу, он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.

§ 4. Разделение властей в Российской Федерации

Для их защиты государственная власть не может быть произвольной. Она должна делиться на законодательную, исполнительную и союзную. Разработанное Дж. Локком учение о государстве было опытом приспособления теории к политической форме управления, которая установилась в Англии в результате революции 1688 г.

Теория Дж. Локка получила наименование «гибкой модели» разделения властей, основанная на сотрудничестве и взаимодействии властей при верховенстве одной из них. Дж. Локк предпочтение отдавал законодательной власти, но не абсолютизировал ее; остальные власти должны подчиняться ей.

В настоящее время эта система характерна для стран с парламентской формой правления.Французский философ и историк Ш.-Л. Монтескье (1680-1755 гг.) созданную им теорию «разделения властей» увязал с теорией естественного права. По его мнению, в правильно устроенном государстве нет единой власти, а должны существовать три независящие друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Разделение властей

также

  • 6 Литература
    1. 6.2 Книги
    2. 6.1 Диссертационные исследования
  • 7 Ссылки История Впервые в истории принцип разделения властей был осуществлён в империи Ахеменидов: войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.

    Однако никакого конкретного обоснования такая форма не получила, и хотя в настоящее время военная и административная власти также разделены, это состояние предполагается по умолчанию и к нынешнему пониманию термина не совсем относится. Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов.

    Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции.

  • Принцип разделения властей: кратко и понятно

    Однако в некоторых странах (в основном с посттоталитарным и поставторитарым политическими режимами, например как, в России), существует четвертый институт власти.

    В Конституции РФ прописано, что «государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», то есть президент находится вне общего деления, имеет некоторые права и обязанности в каждой сфере власти и является посредником между ее субъектами, координируя деятельность государства в целом.
    Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь.

    Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

    Преимущества В чем преимущество такого устройства? Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса.

    Конституционное право. Университетский курс

    и осуществление ее на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, органы которых самостоятельны (ст. 10). Под законодательной властью следует понимать сформированную непосредственно гражданами самостоятельную ветвь государственной власти, обладающую полномочиями оказывать через властеотношения определяющее воздействие на деятельность и поведение людей посредством принятия законов и иных нормативных правовых актов, а также путем осуществления представительства интересов граждан и народа как внутри страны, так и за ее пределами.

    В законодательной власти воплощаются организованная воля и организованная сила всего народа страны. В этой связи она обладает монополией на издание нормативных правовых актов в форме законов, на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.


    vernuti-tovar.ru