91 правило василия великого
Оглавление:
Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями
Знаем же, яко некоторых действия чистыя, для других бывают поводом ко греху. Сего ради, следуя установлению святых отец, мы повелели тебе отлучитися от оныя жены. Почто же обвиняешь хорепископа, и упоминаешь о давней вражде?
Почто и на меня жалуешися, как имеющаго отверстый слух для принятия клеветы, а не на самого себя, не соглашающегося оставити обращение с женщиною? И так удали ее из дома своего, и определи в монастырь, да будет она с девами: а ты имей служителей мужескаго пола, да не хулится вами имя Божие.
Доколе же сие творишь, тысящи оправданий, которыя ты излагаешь в письме, не принесут тебе ни единыя пользы: но умрешь запрещенным в священнослужении, и дашь Господу ответ за свое запрещение. Аще же, не исправив себя, дерзнешь коснутися священнодействия: то будешь анафема пред всем народом, и приемлющие тебя будут отлучены от всея церкви.(I Всел.
3; Трул. 5, 12, 13; VII Всел.
18; Карф. 3, 38, 70)
Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями
Благословляем такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и самаго крещаемаго, по какому писанию?
не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? самому показыванию елеем, какое писанное слово научило?
Ибо какое было бы приличие, писанием оглашати учение о том, на что непосвященным в таинство и воззрение не позволительно? И далее. Сия есть вина предания без писаний, дабы к многократно изучаемому познанию догматов не утратили многие благоговения, по привычке.
Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же умолчания
Solus Christus
Ибо древние положили принимать Крещение, ни в чем не отступающее от веры; поэтому иное насказали они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем.
Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками — разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами — собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом. Например, если кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь, — это есть самочинное сборище. О покаянии мыслить иначе, нежели как сущие в Церкви — есть раскол.
Ереси же суть, например: манихейская, валентинианская, маркионитская и сих самых пепузиан.
Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога.
Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями
Ибо менее грешит хотящий, по неразумию, купити дар Божий, нежели продающий его, потому что сие есть продажа: и аще полученное туне продаешь, как бы проданный сатане, то отъимется у тебя дарование.
Простите же мне, яко первее аки не верив, потом же, аки поверив, угрожаю.
Аще кто после сего моего послания что либо таковое соделает: да отступит от здешних олтарей, и пусть ищет, где бы мог он покупати и продавати дар Божий. Ибо мы и церкви Божии таковаго обычая не имеем ().
Войти на сайт
Благословляем такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и самаго крещаемаго, по какому писанию?
не по преданию ли, умалчиваемому и тайному?
И что еще? самому показыванию елеем, какое писанное слово научило?
Ибо какое было бы приличие, писанием оглашати учение о том, на что непосвященным в таинство и воззрение не позволительно?И далее. Сия есть вина предания без писаний, дабы к многократно изучаемому познанию догматов не утратили многие благоговения, по привычке. Ибо иное догмат, а иное проповедание.
Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются.
Род же умолчания
Василий Великий, свт. Правило 91. Из 27 главы книги о Святом Духе к блаженному Амфилохию
Апостолов; и так я удивляюсь, каким образом святый сказал, что и это предано нам без письмени; ибо нельзя думать, чтобы правило оставалось ему неизвестным). И отрицаться от сатаны и другое все, что требуется говорить крещаемому все это, гово- 435 рит, из неизрекаемого и необнародываемого учения т.
е. непроповеданного всенародно, не всем известного, которое бывшие прежде нас сохраняли в молчании, т. е. не допытываясь, или не разведывая; ибо они были научены молча охранять и соблюдать святыню тайн, т. е. всего того, что есть (в церкви) славного, досточтимого и не изреченного; ибо чего, говорит, непосвященным невозможно видеть или рассматривать, этого не должно было обнародовать и явно проповедывать в письмени.
Доселе святой говорит о том, что у нас соблюдается из неписанного предания; а теперь высказывает и причины, но которым это предано без письмени, и почему мы молимся, обращаясь к востоку, и почему совершаем молитвы, во едину от суббот, стоя.
Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями
Подобно, употребивший в орудие тяжелое дерево и камень, больший силы человеческой, причисляется к невольным убийцам, яко иное имевший в намерении, а иное соделавший: ибо он во гневе нанес такой удар, что умертвил пораженнаго, хотя, может быть, намерение его было токмо разити, а не совсем умертвити. Но кто употребил мечь, или что либо таковое, тот не имеет никакого извинения, и особенно бросивший в кого либо секиру.
Ибо он не из руки ударил его, так чтобы мера удара зависела от него, но бросил так, что удару, и от тяжести железа, и от остроты его, и от стремления чрез большое пространство, по необходимости надлежало быти смертельным.
Совершенно такожде вольное, и в сем никакому сомнению не подлежащее, есть то, что делается разбойниками и в неприятельских нашествиях: ибо разбойники убивают ради денег, избегая обличения в злодеянии: а находящиеся на войне идут на поражение сопротивных, с явным намерением не устрашити, ниже вразумити, но истребити оных.
91 Правило свт. Василия Великого
Благословляем такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и самаго крещаемаго, по какому писанию?
Не по предани ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? Самому помазыванию елеем, какое писанное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека?
И прочее бывающее при крещении, отрицатися сатаны и ангелов его, из какого взято писания?
Ибо иное догмат, а иное проповедание.Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же умолчания есть и неясность, которую употребляет писание, неудобосозерцаемым творя разум догматов, ради пользы читающих.
Василий Великий
собора прав.7], и речено прежде, и ты благоразсудительно упомянул, яко подобает последовати обычаю каждыя страны, потому что о их крещении различно думали, разсуждавшие о сем предмете в свое время.
Крещение пепузиан, по моему мнению, не имеет ничего в свое защищение и я удивился как не приметил сего великий Дионисий, будучи искусен в правилах.