×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Трудовое право - Правовое положение рабов в вавилоне по законам хаммурапи

Правовое положение рабов в вавилоне по законам хаммурапи

Общая характеристика законов Хаммурапи. Правовое положение населения по законам Хаммурапи


Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием.

Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми.

Необходимость осушения болот и создания оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. — М., 200. — с. 25 Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкенумов), наконец, массовое разорение

Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи»

К угнетенному классу-сословию относились рабы, рядовые общинники, мушкенумы.

Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древних времён до конца ХХ века.
Последние — это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства производства и жилье, изгои. Мушкенум — свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности. Законник Хаммурапи ставит мушкенума в приниженное положение, по сравнению с авилумом, в охране его жизни, защите имущества и др.

Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по признаку талиона (равное за равное). [3] Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб, причинил в результате побоев выкидыш его дочери, то подвергался штрафу (ст.ст.

200, 201, 211). Если же авилум ударил дочь другого авилума и причинил ей выкидыш, то платил штраф.

Если она умерла, полагалось убить дочь виновного — (ст.ст. 209, 210)

§ 2.2. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи»

Последние — это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства производства и жилье, изгои. Мушкенум — свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности.

ЗХ ставит мушкенума в приниженное положение, по сравнению с авилумом, в охране его жизни, защите имущества и др. Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по признаку талиона (равное за равное). Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб, причинил в результате побоев выкидыш его дочери, то подвергался штрафу (ст.ст.
200, 201, 211). Если же ави- лум ударил дочь другого авилума и причинил ей выкидыш, то платил штраф. Если она умерла, полагалось убить дочь виновного — (ст.ст.

209, 210). Если мушкенум погиб в драке от неосторожного удара, то штраф был меньше, чем за гибель авилума. Мушкенум меньше платил врачу за лечение. Закон строго охранял имущество мушкенумов.

Правовое положение населения Древнего Вавилона на основе Законов Хаммурапи.

Например, зависимость раба от господина отличалась от зависимости незамужней дочери от отца, имевшего право продать ее в рабство, или сына от отца, который в Вавилоне, например, не только не мог продать сына в рабство, но и беспричинно лишить его наследства.

Распространенной формой личной зависимости была и долговая кабала, которая при определенных условиях приводила человека в рабство, например, в случаях, когда сын должника передавался храму, или при продаже за границу. Но должник, отрабатывающий свой долг кредитору, не был рабом. Об этом свидетельствуют те статьи ЗХ, которые ограничивают срок отработки долга тремя годами, по их истечении должник освобождался из дома кредитора.

Дворцовый раб или раб мушкенума по ЗХ могли взять, например, в жены свободную женщину, дети от которой признавались свободными.

Дети, рожденные от свободного и рабыни, были также свободны, даже если они не были признаны отцом.

Правовое положение различных категорий населения Древнего Вавилона по Законам Хаммурапи

Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды — в XVIII и VII вв.

до н. э. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в III — II тысячелетиях до н.

э. племена аморитов. Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу IV и началу III тысячелетия до н.

э. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием.

§ 2.2. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи»

Последние — это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства произ-водства и жилье, изгои. Мушкенум — свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государствен-ной службе и выполнял свои обязанности. ЗХ ставит мушкенума в приниженное положение, по сравнению с авилумом, в охране его жизни, защите имущества и др.

Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по признаку талиона (равное за равное). Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сло-мал ему кость, выбил зуб, причинил в результате побоев выкидыш его дочери, то подвергался штрафу (ст.ст. 200, 201, 211). Если же ави-лум ударил дочь другого авилума и причинил ей выкидыш, то пла-тил штраф.
Если она умерла, полагалось убить дочь виновного — (ст.ст. 209, 210). Если мушкенум погиб в драке от неосторожного уда-ра, то штраф был меньше, чем за гибель авилума.

Правовое положение различных категорий населения Древнего Вавилона по законам Хаммурапи

Тяжкие кары полагались за укрывательство раба и пособничество ему в уклонении от рабства.

Если рассматривать некоторые статьи Закона Хаммурапи, то можно заметить, что у беглого раба часто находилось достаточно помощников, возможно, и небескорыстных. Специальным жестоким наказаниям со стороны государства подвергается раб, посмевший без основания оспорить авторитет и власть хозяина или ударить свободного.

Статус раба носил наследственный характер (исключая детей раба от и свободной). «Авилумы» по закону могли становиться рабами только на время. Положение рабов государственных учреждений и мушкенумов регулировалось государством и было, привилегированным (они могли иметь семью); в отношения «авилумов» со своими рабами государство не вмешивалось.

Подавляющее большинство рабов являлось домашними рабами. Отдача рабов в найм, судя по документам, практиковалась крайне редко. Раб царя или «царского

История Древнего Востока

В случае неверности мужа жена могла взять свое приданое и вернуться в дом своего отца.

Но в случае неверности жены ее следовало «бросить в воду». Судя по брачным контрактам, если жена отказывалась от своего мужа, то муж имел право ее продать как рабыню.

Право собственности жены было ограниченным.

Вдова не могла в полной мере свободно располагать своим имуществом: по законам Хаммурапи она не имела права отчуждать свое имущество после смерти мужа, ибо оно считалось наследством детей, среди которых старший сын имел право на преимущественную долю наследства.

Таким образом, законодатель, защищая интересы богатых патриархальных семей, стремился сохранить все имущество в руках одной семьи.

Судя по документам, детей часто продавали в рабство.

В одном документе говорится, что некто Шамаш-Дайян продал в уплату своего долга кредитору всех членов своей семьи и принадлежавших ему рабов и рабынь. Ребенок считался собственностью отца.

Будь умным!

до н.

э. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в III – II тысячелетиях до н. э. племена аморитов. Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу IV и началу III тысячелетия до н.

э. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием.

Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми.