Основы конституционного права стран балтии
Оглавление:
- Конституционное право. Университетский курс
- Основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств
- Конституционно-правовые основы академических свобод в странах СНГ и балтии
- Правовое положение граждан в зарубежных странах
- Конституционное регулирование экономики в зарубежных странах
- Юридические источники конституционного права зарубежных стран
Конституционное право. Университетский курс
Разработка «полноценной» Конституции Латвийской Республики (лат. Latvijas Republikas Satverseme), называемой в Латвии Сатверсме, была поручена Конституционному собранию, представившему результаты своей работы 20 сентября 1921 года.
Первая часть основного закона Латвии была принята 15 февраля 1922 года, тогда как вторая часть 5 апреля 1922 года была отклонена. 20 июня 1922 года был принят закон, согласно которому новая конституция вступала в силу без второй части в полдень 7 ноября 1922 года.
В основу Сатверсме Латвии была положена Веймарская конституция Германии 1919 года, считавшаяся на тот период времени одной из наиболее прогрессивных демократических конституций. 15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного премьер-министром Карлисом Ульманисом, действие Конституции Латвии 1922 года было частично отменено.
После включения Латвии в состав СССР в 1940 году была принята Конституция Латвийской ССР, выполненная на базе основного закона СССР 1936 года, которая в 1978 году в связи с принятием Конституции СССР 1977 года, была заменена на новую Конституцию.
Основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств
Среди современных тенденций, характеризующих развитие конституционно-правового регулирования общественных отношений в зарубежных государствах, можно выделить следующие: 1. Тенденция социализации конституций и конституционного права вообще.
Усиление социально-классовых конфликтов в XX в.
Каталог конституционных прав и свобод пополняется социально-экономическими и социально-культурными правами и свободами (то же относится и к обязанностям), субъектами которых преимущественно становятся «трудящиеся», а точнее говоря, работники наемного труда.
Появляются и конституционные права и свободы предпринимателей, работодателей.
Конституции зарубежных стран: качественные характеристики конституционно-правового развития и конституционного права отдельных государств
Основной закон — систематизированный (кодифицированный) правовой акт, обладающий высшей юридической силой и являющийся базой для других законов — всего лишь удобная форма правового регулирования важнейших общественных отношений.
Поэтому в большинстве стран конституции имеют форму основного закона.
Вместе с тем в ряде государств дело обстоит не так. В Иране, например, принят нормативный акт, именуемый конституцией, но общество руководствуется не ею, а положениями Корана, так как в этом государстве не осуществляется концепция конституционализма; там действует достаточно жестокий режим теократической власти.
Конституционно-правовые основы академических свобод в странах СНГ и балтии
Это закономерное явление в конституционном праве, которое является одним из проявлений глобализации, рецепции правового опыта как способа развития права.
Можно отметить высокую степень гомогенности конституционно-правовых режимов академической свободы в России и странах СНГ.
Отметим, что в Российской Федерации сформировался устойчивый конституционно-правовой режим академических свобод. Он характеризуется следующими параметрами:наделение сферы высшего профессионального образования и науки академическими правами и свободами (творчества и преподавания), более конкретизированными в федеральном законодательстве;сочетание общедозволительного и императивного правовых режимов регулирования;установление по отношению к этим сферам со стороны государства режимов протекционизма и стандартизации; при этом конституционно-правовое отношение государства и академической сферы определено
2000.
02. 039. Конституционное регулирование экономики в постсоветских конституциях: обзор постсоветских конституций стран СНГ и Балтии Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
с изменениями 1996 г.
1. Общая характеристика конституционного регулирования экономики. В социалистический период в конституциях всех советских республик по «общесоюзному образцу» имелись специальные разделы, посвященные регулированию экономических отношений1-1. В большинстве постсоветских конституций (за исключением конституций Литвы, Молдовы и Узбекистана) таких разделов нет.
Тем самым законодатель стремится подчеркнуть свой отказ от директивного воздействия на экономику.
Правовое положение граждан в зарубежных странах
Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.
Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями. Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов.
К их числу относятся, например,
Основные черты конституций и их соотношение с другими нормативными правовыми актами
В ст.
1 конституции Италии подчеркивается, что суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и границах, установленных конституцией . Конституция Франции 1958 г. в ст.
Конституции всех государств закрепляют право собственности в самых разнообразных формах.
Если конституция США 1787 г. гарантирует лишь частную собственность (не исключая и другие формы), то конституции, принятые в XX в., особенно после Второй мировой войны, закрепляют различные формы собственности (например, конституции Италии 1947 г., Мексики 1917 г., Испании 1978 г.).
3.
Конституционное регулирование экономики в зарубежных странах
Так, в V поправке к конституции США прямо устанавливалось: «Никто не должен лишаться . имущества без законного судебного разбирательства; никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения».
Позднее, в XX в. конституционное регулирование отношений собственности было дополнено указанием на то, что собственность играет существенную роль.
Например, Основной закон ФРГ 1949 г. закрепляет: «Собственность обязывает.
Ее использование должно одновременно служить общему благу». Вторым элементом экономической системы общества являются способы производства материальных благ, в том числе частных форм предпринимательской деятельности. Вместе с тем, провозглашая свободу предпринимательства, конституции многих демократических государств предусматривают использование национальных богатств в общих интересах.
Так, конституция Испании устанавливает:
Юридические источники конституционного права зарубежных стран
Акты текущего законодательства (акты глав государств, иных административных органов), принимаемые по самым различным вопросам конституционного права.