×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Возврат товаров - Основы конституционного права стран балтии

Основы конституционного права стран балтии

Оглавление:

Конституционное право. Университетский курс


Разработка «полноценной» Конституции Латвийской Республики (лат. Latvijas Republikas Satverseme), называемой в Латвии Сатверсме, была поручена Конституционному собранию, представившему результаты своей работы 20 сентября 1921 года.

Первая часть основного закона Латвии была принята 15 февраля 1922 года, тогда как вторая часть 5 апреля 1922 года была отклонена. 20 июня 1922 года был принят закон, согласно которому новая конституция вступала в силу без второй части в полдень 7 ноября 1922 года.

В основу Сатверсме Латвии была положена Веймарская конституция Германии 1919 года, считавшаяся на тот период времени одной из наиболее прогрессивных демократических конституций. 15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного премьер-министром Карлисом Ульманисом, действие Конституции Латвии 1922 года было частично отменено.

После включения Латвии в состав СССР в 1940 году была принята Конституция Латвийской ССР, выполненная на базе основного закона СССР 1936 года, которая в 1978 году в связи с принятием Конституции СССР 1977 года, была заменена на новую Конституцию.

Основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств

Среди современных тенденций, характеризующих развитие конституционно-правового регулирования общественных отношений в зарубежных государствах, можно выделить следующие: 1. Тенденция социализации конституций и конституционного права вообще.

Усиление социально-классовых конфликтов в XX в.

привело к тому, что конституции стали в той или иной форме регулировать основы всего общественного строя, включая его политическую, экономическую, социальную и духовно-культурную подсистемы, обязывая государство проводить в этих сферах политику, способствующую созданию и укреплению общественно приемлемого баланса социальных интересов.

Каталог конституционных прав и свобод пополняется социально-экономическими и социально-культурными правами и свободами (то же относится и к обязанностям), субъектами которых преимущественно становятся «трудящиеся», а точнее говоря, работники наемного труда.

Появляются и конституционные права и свободы предпринимателей, работодателей.

Конституции зарубежных стран: качественные характеристики конституционно-правового развития и конституционного права отдельных государств

Основной закон — систематизированный (кодифицированный) правовой акт, обладающий высшей юридической силой и являющийся базой для других законов — всего лишь удобная форма правового регулирования важнейших общественных отношений.

Рекомендуем прочесть:  Не опубликование плана закупок

Поэтому в большинстве стран конституции имеют форму основного закона.

Вместе с тем в ряде государств дело обстоит не так. В Иране, например, принят нормативный акт, именуемый конституцией, но общество руководствуется не ею, а положениями Корана, так как в этом государстве не осуществляется концепция конституционализма; там действует достаточно жестокий режим теократической власти.

А в Великобритании — стране с давними конституционными традициями — нет в общепринятом смысле основного закона. Там конституция представляет собой несколько законодательных актов, обладающих высшей юридической силой. Вопрос о сущности конституции является довольно сложным в теории и практике зарубежного конституционализма.

Конституционно-правовые основы академических свобод в странах СНГ и балтии

Это закономерное явление в конституционном праве, которое является одним из проявлений глобализации, рецепции правового опыта как способа развития права.

Можно отметить высокую степень гомогенности конституционно-правовых режимов академической свободы в России и странах СНГ.

Отметим, что в Российской Федерации сформировался устойчивый конституционно-правовой режим академических свобод. Он характеризуется следующими параметрами:наделение сферы высшего профессионального образования и науки академическими правами и свободами (творчества и преподавания), более конкретизированными в федеральном законодательстве;сочетание общедозволительного и императивного правовых режимов регулирования;установление по отношению к этим сферам со стороны государства режимов протекционизма и стандартизации; при этом конституционно-правовое отношение государства и академической сферы определено

2000.

02. 039. Конституционное регулирование экономики в постсоветских конституциях: обзор постсоветских конституций стран СНГ и Балтии Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

с изменениями 1996 г.

и Конституция Эстонии 1992 г. Эти же основные законы государств СНГ и Балтии являются продуктом перестроечных процессов начала 90-х годов. Отказ от социалистического пути развития и стремление перейти от тоталитарной государственности к демократической, обрести самостоятельность и найти свое место в современном мире привели к изменению политической и экономической систем этих стран и формированию нового конституционного права.

1. Общая характеристика конституционного регулирования экономики. В социалистический период в конституциях всех советских республик по «общесоюзному образцу» имелись специальные разделы, посвященные регулированию экономических отношений1-1. В большинстве постсоветских конституций (за исключением конституций Литвы, Молдовы и Узбекистана) таких разделов нет.

Тем самым законодатель стремится подчеркнуть свой отказ от директивного воздействия на экономику.

Правовое положение граждан в зарубежных странах

Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.

К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду.

Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями. Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов.

К их числу относятся, например,

Основные черты конституций и их соотношение с другими нормативными правовыми актами

В ст.

1 конституции Италии подчеркивается, что суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и границах, установленных конституцией . Конституция Франции 1958 г. в ст.

2 провозглашает, что принципом Республики является: «правление народа, по воле народа и для народа». Далее в ст. 3 подчеркивается, что «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума» . 2. Все действующие зарубежные конституции в той или иной степени закрепляют экономические основы общества, экономическую систему, которые включают как само производство, так и отношения, складывающиеся на их базе.
Конституции всех государств закрепляют право собственности в самых разнообразных формах.

Если конституция США 1787 г. гарантирует лишь частную собственность (не исключая и другие формы), то конституции, принятые в XX в., особенно после Второй мировой войны, закрепляют различные формы собственности (например, конституции Италии 1947 г., Мексики 1917 г., Испании 1978 г.).

3.

Конституционное регулирование экономики в зарубежных странах

Так, в V поправке к конституции США прямо устанавливалось: «Никто не должен лишаться . имущества без законного судебного разбирательства; никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения».

Позднее, в XX в. конституционное регулирование отношений собственности было дополнено указанием на то, что собственность играет существенную роль.

Например, Основной закон ФРГ 1949 г. закрепляет: «Собственность обязывает.

Ее использование должно одновременно служить общему благу». Вторым элементом экономической системы общества являются способы производства материальных благ, в том числе частных форм предпринимательской деятельности. Вместе с тем, провозглашая свободу предпринимательства, конституции многих демократических государств предусматривают использование национальных богатств в общих интересах.

Так, конституция Испании устанавливает:

Юридические источники конституционного права зарубежных стран

Акты текущего законодательства (акты глав государств, иных административных органов), принимаемые по самым различным вопросам конституционного права.

  • 5. Федеративные договоры — акты о государственном устройстве.


  • vernuti-tovar.ru