Виды бюджетно правовых норм
Оглавление:
Виды бюджетно-правовых норм
38 БК РФ принципа бюджетной системы. Вывод о видах обязанностей субъектов бюджетного права можно сделать на основе анализа ст. 7—9 БК РФ. При этом следует учитывать, что большинство прав субъектов бюджетных правоотношений совпадает с их обязанностями.
Обязывающий характер норм бюджетного права обусловлен императивным методом бюджетноправового регулирования. Большинство норм бюджетного права носит императивный характер. Уполномочивающие бюджетно-правовые нормы закрепляют права участников бюджетных отношений на совершение тех или иных действий.
Они предоставляют
Бюджетно-правовые нормы
Прежде всего, это Конституция РФ, определяющая основные начала деятельности государственных органов в бюджетной сфере. Основным источником бюджетного права является Бюджетный кодекс РФ, который регулирует всю совокупность бюджетных отношений и имеет приоритет по отношению к иным нормативным актам, регулирующим бюджетные отношения.
Источниками бюджетного права являются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют бюджетные отношения.
Также источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения.
Учебное пособие для студентов направления 5380100 «Юриспруденция»// Отв ред д.
ю н., проф. М. Х. Рустамбаев
Государственные доходы представляют собой различные денежные ресурсы, которые в процессе распределения и перераспределения национального дохода поступают государству и используются им для выполнения своих задач и функций. Перераспределение (вторичное распределение) национального дохода осуществляется через финансовую систему, основным звеном которой является государственный бюджет. Но не все государственные доходы становятся доходами государственного бюджета.
К последним относятся лишь те доходы, которые сосредотачиваются в централизованном денежном фонде. Централизация этой части доходов государства определяется назначением бюджета – формирование фонда денежных средств для выполнения функций государства по эффективному решению важнейших социально-экономических задач общества Таким образом, доходы государственного бюджета — часть государственных доходов, в виде строго определенных нормами
Виды бюджетно-правовых норм
38 БК РФ принципа бюджетной системы.
Нормы бюджетного права не предполагают возможности сторонам правоотношения по своему усмотрению изменять содержание своих прав и обязанностей.
Обязывающий характер норм бюджетного права обусловлен императивным методом бюджетноправового регулирования. Большинство норм бюджетного права носит императивный характер.
Уполномочивающие бюджетно-правовые нормы закрепляют права участников бюджетных отношений на совершение тех или иных действий. Они предоставляют
Классификация норм права
Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм. Так регулятивные и охранительные нормативные предписания образуют костяк права нормативного образования.
[8] Характерно, что с развитием процесса (систематизации), специализации, регулятивные и охранительные предписания, сохраняя между собой прочные связи и неизменно функционируя в единстве, тем не менее, не более обособляются друг от друга. Объединяясь в особые, самостоятельные регулятивные общности (институты), они функционируют в своих системах, не более отдаляются друг от друга, связываясь между собой не прямо, а, по большей части, через соответствующие институты и даже отрасли.
Нормы бюджетного права.
В ст.
В п. 1 ст. 114 закреплена обязанность Правительства РФ разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет, а также отчет о его исполнении.
Специальным источником бюджетного права является БК, который регулирует всю систему отношений, составляющих бюджетное право. Источниками бюджетного права являются также федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ.
Среди них — Федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации», ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете и т.д., а также аналогичные законы субъектов РФ.
Нормы бюджетного права, их специфика
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д.
К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета.
В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.). Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.
Бюджетно-правовые нормы
Норма права, кроме того, выражается в той или другой установленной или признаваемой государством форме (как закон или подзаконный нормативный акт, договор с нормативным содержанием, правовой обычай); 2) это единственная среди социальных норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой государства.
[5] Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм. Правила поведения — это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при соответствующих условиях меру и вид охраняемых государством должного и возможного поведения участников общественных отношений, их субъективные права и юридические обязанности.
Данные правила поведения составляют значительную часть правовых норм.