×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Бухгалтерский учет - Виды бюджетно правовых норм

Виды бюджетно правовых норм

Виды бюджетно-правовых норм


38 БК РФ принципа бюджетной системы. Вывод о видах обязанностей субъектов бюджетного права можно сделать на основе анализа ст. 7—9 БК РФ. При этом следует учитывать, что большинство прав субъектов бюджетных правоотношений совпадает с их обязанностями.

Так сложилось, что императивные нормы финансового права, «предоставляя субъекту право совершать какие-либо действия, фактически во многих случаях обязывают его к совершению этих действий». Нормы бюджетного права не предполагают возможности сторонам правоотношения по своему усмотрению изменять содержание своих прав и обязанностей.

Обязывающий характер норм бюджетного права обусловлен императивным методом бюджетноправового регулирования. Большинство норм бюджетного права носит императивный характер. Уполномочивающие бюджетно-правовые нормы закрепляют права участников бюджетных отношений на совершение тех или иных действий.

Они предоставляют

Бюджетно-правовые нормы

Прежде всего, это Конституция РФ, определяющая основные начала деятельности государственных органов в бюджетной сфере. Основным источником бюджетного права является Бюджетный кодекс РФ, который регулирует всю совокупность бюджетных отношений и имеет приоритет по отношению к иным нормативным актам, регулирующим бюджетные отношения.

Источниками бюджетного права являются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют бюджетные отношения.

Среди них: федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете и аналогичные законы субъектов Российской Федерации. Кроме того, источниками бюджетного права являются и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие общие вопросы бюджетного права (например, бюджетный процесс на уровне субъекта российской Федерации).

Также источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения.

Учебное пособие для студентов направления 5380100 «Юриспруденция»// Отв ред д.

ю н., проф. М. Х. Рустамбаев

Государственные доходы представляют собой различные денежные ресурсы, которые в процессе распределения и перераспределения национального дохода поступают государству и используются им для выполнения своих задач и функций. Перераспределение (вторичное распределение) национального дохода осуществляется через финансовую систему, основным звеном которой является государственный бюджет. Но не все государственные доходы становятся доходами государственного бюджета.

К последним относятся лишь те доходы, которые сосредотачиваются в централизованном денежном фонде. Централизация этой части доходов государства определяется назначением бюджета – формирование фонда денежных средств для выполнения функций государства по эффективному решению важнейших социально-экономических задач общества Таким образом, доходы государственного бюджета — часть государственных доходов, в виде строго определенных нормами

Виды бюджетно-правовых норм

38 БК РФ принципа бюджетной системы.

Вывод о видах обязанностей субъектов бюджетного права можно сделать на основе анализа ст. 7—9 БК РФ. При этом следует учитывать, что большинство прав субъектов бюджетных правоотношений совпадает с их обязанностями. Так сложилось, что императивные нормы финансового права, «предоставляя субъекту право совершать какие-либо действия, фактически во многих случаях обязывают его к совершению этих действий».
Нормы бюджетного права не предполагают возможности сторонам правоотношения по своему усмотрению изменять содержание своих прав и обязанностей.

Обязывающий характер норм бюджетного права обусловлен императивным методом бюджетноправового регулирования. Большинство норм бюджетного права носит императивный характер.

Уполномочивающие бюджетно-правовые нормы закрепляют права участников бюджетных отношений на совершение тех или иных действий. Они предоставляют

Классификация норм права


Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм. Так регулятивные и охранительные нормативные предписания образуют костяк права нормативного образования.

[8] Характерно, что с развитием процесса (систематизации), специализации, регулятивные и охранительные предписания, сохраняя между собой прочные связи и неизменно функционируя в единстве, тем не менее, не более обособляются друг от друга. Объединяясь в особые, самостоятельные регулятивные общности (институты), они функционируют в своих системах, не более отдаляются друг от друга, связываясь между собой не прямо, а, по большей части, через соответствующие институты и даже отрасли.

Нормы бюджетного права.

В ст.

При рассмотрении их отдельно друг от друга, нужно сказать, что к регулятивным (правоустановительным) принадлежат предписания, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.

104 Конституции РФ установлена обязанность Правительства РФ давать заключения по законопроектам об изменении финансовых обязательств государства и другим законопро­ектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета. В ст. 106 Конституции РФ установлена обязанность Совета Федерации рассматривать принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета.
В п. 1 ст. 114 закреплена обязанность Правительства РФ разрабатывать и представ­лять Государственной Думе федеральный бюджет, а также отчет о его исполнении.

Специальным источником бюджетного права является БК, который регулирует всю систему отношений, состав­ляющих бюджетное право. Источниками бюджетного права являются также феде­ральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ.

Среди них — Федеральный за­кон «О Правительстве Российской Федерации», ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете и т.д., а также аналогичные законы субъектов РФ.

Нормы бюджетного права, их специфика

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д.

К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета.

В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.). Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Бюджетно-правовые нормы

Норма права, кроме того, выражается в той или другой установленной или признаваемой государством форме (как закон или подзаконный нормативный акт, договор с нормативным содержанием, правовой обычай); 2) это единственная среди социальных норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой государства.

[5] Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм. Правила поведения — это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при соответствующих условиях меру и вид охраняемых государством должного и возможного поведения участников общественных отношений, их субъективные права и юридические обязанности.

Данные правила поведения составляют значительную часть правовых норм.


vernuti-tovar.ru