×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Кредитование - Значение разъяснений пленума вс рф при толковании

Значение разъяснений пленума вс рф при толковании

Оглавление:

Значение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ для


Конституция РФ не упомина­ет о руководящем характере разъяснений и их обязательном значении в отличие от нормы ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР», прямо закрепляющей их обязательное зна­чение.

На этом основании одни исследователи делают вывод о замене обязательности рекомендательностью, другие продолжают считать разъяснения Вер­ховного Суда РФ обязательными.

Вместе с тем, слова «руководящий» и «обязательный» не являются синонимами. Если первое означает «дающий наставления, на­правляющий», то второе — «безусловный для исполнения, непре­менный». Наконец, для придания обязательной юридической силы какому-либо акту как в теории, так и в законодательстве принято использовать прямое указание на обязательность.
Отсутствуют какие-либо правила или традиции, согласно которым признак «руководя­щий» в правовом тексте означал бы «обязательный».

Поэтому в тех­нико-юридическом плане также нет оснований отождествлять руко­водящий и обязательный характер разъяснений.

Роль постановлений Пленума Верховного Суда РФ в применении уголовного закона

Сторонники первой (Л.Д.

Гаухман, С.А. Иванов, В.С. Нерсесянц, Е.А. Прохорова, А.И. Рарог и другие) утверждают, что постановления Пленума не являются обязательными, а носят лишь рекомендательный характер.

Ни из Конституции РФ, ни из федеральных конституционных законов, ни из других федеральных законов не следует, что разъяснения Пленума Верховного Суда РФ имеют нормативный характер и являются обязательными для судебных органов страны. Приверженцы второй точки зрения (С.Ю. Бодров, Л.Г. Бирюкова, Н.Н. Вопленко, В.В.

Демидов, В.М. Жуйков, В.П. Коняхин, Н.В.

Михалева, Т.Н. Нешатаева, Ю.Е.

Пудовочкин, Е.А. Смоленцев, Л.В. Яковлева и другие) считают, что постановления Пленума Верховного Суда РФ имеют обязательный характер. Разделяя указанную точку зрения, мы полагаем, что постановления Пленума обязательны для всех без исключения государственных и муниципальных органов, должностных лиц, юридических и физических лиц.

УПП зачет-1

Другими словами, такое толкование дается лишь в интересах рассматриваемого дела. Приговоры, определения и постановления Верховного Суда формально не обязательны для нижестоящих судов, однако, будучи опубли­кованными, имея высокий профессиональный уровень, они служат ориентиром для судебной практики, порой приближаясь по своему фактическому значению к су­дебным прецедентам.

Сложнее вопрос о юридическом статусе разъяснений, кото­рые Верховный суд РФ вправе давать по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ; п. 5 ст. 19 Закона «О судебной системе РФ>>). Долгое время счи­талось, что пленум Верховного Суда дает руководящие указания, обязательные для всех судов, в силу чего содержавшиеся в них разъяснения закона были, по существу, его легальным толкованием (т.

е. исходящим от органа, особо уполномоченного за­коном давать разъяснения по тем или иным правовым вопросам). При этом не при­нималось

Роль постановлений пленума Верховного Суда РФ в квалификации преступлений

Подобного же мнения придерживается Г.И.

Микеров: «Низовой суд никогда не примет решение иное, чем то, которое принял вышестоящий суд по аналогичному делу, — под угрозой его отмены.

На другое решение отважится только тогда, когда сочтет, что его аргументация будет более убедительной, чем аргументы вышестоящего суда».

Некоторыми авторами высказывается соображение о том, что разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики должны носить рекомендательный характер. Для вывода об общеобязательной силе разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и Пленумов Верховных Судов союзных республик по вопросам применения норм уголовного права до принятия Конституции РФ имелись все основания в законодательстве того периода.
Так, п. «а» ст. 43 Конституции СССР 1924 г.

относил к компетенции Верховного Суда СССР

«дачу Верховным Судом СССР руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства»

.

Значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ для квалификации преступлений (стр. 2 из 4)

В качестве одного из аргументов в пользу отстаиваемой им позиции он называет то, что нередко Верховный Суд РФ дает разъяснения, «не соответствующие букве закона» , создавая в них новые нормы права.

При этом им приводится целый ряд примеров не соответствующих закону разъяснений Верховного Суда .

Природа любого юридического акта во многом определяется статусом издавшего его органа. В полной мере это применимо к постановлениям и обзорам Верховного Суда РФ. Обзоры, равно как и постановления Пленума Верховного Суда РФ, являются юридическими актами Верховного Суда РФ.

Соответственно, их роль подчинена основной цели Верховного Суда РФ — осуществлению правосудия.

§ 2. Роль постановлений Пленума Верховного Суда РФ в квалификации преступлений

Язык закона должен отличаться лаконизмом и способностью охвата соответствующей формулировкой повторяющихся типических ситуаций[97].Для уяснения признаков состава преступления важную роль играет судебное толкование, даваемое в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам.

Поэтому будет справедливо утверждать, что главная, хотя и не единственная, по мнению И.В. Шульги, с которым нельзя не согласиться, функция обзоров и постановлений — обеспечить единообразное и правильное применение судами законов и подзаконных нормативных актов.

При этом первостепенное значение для квалификации преступлений имеет выяснение вопроса об определении юридической природы разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения уголовно-правовых норм и степени обязательности таких разъяснений. По мнению секретаря Пленума Верховного Суда РФ В.В.

Демидова, содержащиеся в постановлении Пленума разъяснения по вопросам применения законодательства, основанные на требованиях закона и обобщениях судебной практики, в масштабах страны представляют собой своеобразную форму судебного прецедента, подлежат обязательному учету в целях вынесения законных и обоснованных

Значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ для квалификации преступлений (стр. 3 из 4)

Для реализации этой задачи суды общей юрисдикции наделены новыми и весьма широкими полномочиями. Речь идет прежде всего о функции оценки федеральных законов и нормативных правовых актов, а также о делах о непосредственном оспаривании нормативных актов (законов субъектов РФ и др.).

Признавая нормативный правовой акт недействительным, суд фактически создает другой нормативный акт о лишении юридической силы первого.

Такое решение имеет общий характер и обязательно к исполнению всеми субъектами права.

В дальнейшем суды при рассмотрении других дел, отказывая в применении данного нормативного акта, будут ссылаться на решение суда о признании его недействительным как на правовое обоснование своих выводов. 3. Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Если международным

Акты судебного толкования права как результат нормотворческой деятельности (на примере постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Общепризнано, что официальное толкование правовых норм, особенно в современной действительности, изобилующей огромным количеством правовых актов, крайне необходимо для их правильного понимания, применения, устранения пробелов и коллизий. В идеале цель и задача толкования состоит в установлении истинной воли законодателя, для единообразного применения к ситуациям, выраженным в норме права.

Однако проблема официального толкования, в частности судебного толкования, заключается в том, что акты судебного толкования отвечают признакам правовых актов: они общеобязательны, приняты уполномоченным на то органом, формальны. И определяя содержание той или иной нормы права, посредством обобщения и разъяснения судебной практики, судебный орган фактически определяет должное правило разрешения судебных дел, т.е. устанавливает определенную процессуальную норму, которой будут следовать нижестоящие суды.

Толкование норм процессуального права. Значение руководящих разъяснений Пленума Верховного суда, постановлений Конституционного суда РФ, приказов и инструкций Генеральной Прокуратуры, ФСБ, МВД России для уголовно-процессуальной деятельности.

Осуществляя конституционный контроль, Конституционный Суд РФ (по представлению государственного органа, названного в ст.

125 Конституции РФ, — либо, при определенных там же условиях, — по жалобе гражданина), как известно, вправе признать какой-то закон полностью или частично противоречащим Конституции РФ.

Такое решение обязательно не только для правотворческих, но и для правоприменительных органов.

Оно влечет за собой необходимость соответствующей корректировки законодательства и одновременно означает адресованный правоприменительным органам запрет применения признанных неконституционными актов в целом или их частей.


vernuti-tovar.ru