Правопорядок основанный на априорных принципах и канта
Оглавление:
- Библиотека Михаила Грачева
- Учение Канта о государстве и праве
- Электронная библиотека
- Учение И. Канта о праве и государстве
- Учение Канта о соответствии нравственности и права
- политико-правовая концепция канта
- Политическая и правовая идеология в немецкой классической философии
- Философско-правовые учения в западной европе конца xviii — середины xix в.
- Тема 11. Политические и правовые учения классиков немецкой философии
Библиотека Михаила Грачева
Угроза полной утраты независимости, нависшая над Германией, заставила правящую верхушку предпринять меры по ограничению крепостничества и преодолению феодальной раздробленности. В то же время немецкая буржуазия извлекла уроки из опыта Великой французской революции и, стремясь предотвратить вовлечение широких народных масс в политику, добивалась компромисса с дворянством. Выгодные для себя преобразования она надеялась осуществить с помощью постепенных реформ сверху, путем частичных уступок со стороны королевской власти. Отражением этой линии явилась примиренческая позиция немецкого бюргерства по отношению к правящим классам.
Особенности немецкой идеологии XVIII – начала XIX в.
определялись и тем, что в стране утверждались отношения веротерпимости между католиками и протестантами. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создавал благоприятные условия для развития теоретической
Учение Канта о государстве и праве
Он развивал направление идеализма, его работы играют важную роль в разработке диалектики. Время профессиональной деятельности Канта обычно делят на два периода: докритический, который длился до начала семидесятых годов девятнадцатого века, и критический, длившийся с начала семидесятых годов и до смерти философа.
В докритический период Кант пишет работы на различные темы, в основном в естественнонаучной области. В критический период философ пишет свои основные произведения, которые и составили его философское учение. Основными среди них являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».
Стержнем его учения является категорический императив, закон определяющий поведение человека, а также принципы, в соответствии с которыми создаются общественные институты, обеспечивающие создание условий, необходимых для достижения целей, которые стоят перед человеком и обществом: свобода и счастье.
Электронная библиотека
Закон этот априорен и поэтому безусловен.
Кант называет его «категорическим императивом». «Категорический императив» лишен у Канта связи с конкретными предметами, с реальными эмпирическими событиями. Соблюдение требований «категорического императива» возможно тогда, когда индивиды в состоянии следовать голосу «практического разума».
Истинное призвание права – надежно гарантировать мораль (субъективные мотивы, строй мыслей и переживания), то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализовываться свобода индивида.
Учение И. Канта о праве и государстве
с чувственных ощущений.
Однако эмпирические знания являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних признаках изучаемого предмета – его цвете, тяжести и т.п. Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант назвал априорным.
“Познание разумом и априорное познание суть одно и то же”, – писал он. На принципиально иных постулатах строится практическая философия Канта, в которой рассматриваются проблемы поведения человека. В этике и учении о праве – составных частях практической философии – главенствующая роль принадлежит априорным идеям.
Учение Канта о соответствии нравственности и права
Каждая наука имеет прикладную часть, которая определяет, как нужно использовать научные законы для достижения практических результатов.
Категорический императив независим от положений, устанавливаемых из опытных знаний, и вообще от фактов и событий в мире феноменов. Вообще, на категорический императив не распространяется категория причинности.
[12, c. 82] Четвертым свойством категорического императива, по учению Канта, является его автономность, т. е. независимость его от религии.
Такая установка Канта представляла собой знаменательный поворот в учении о морали.
политико-правовая концепция канта
И задача философии состоит в том, чтобы, исходя из разума, указать всеобщие правила поведения.
Только таким путем этика и теория права становятся наукой.
Закон нравственности По-своему трактует Кант разумную природу человека. Разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде — в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений.
И поэтому просвещение — всемирно теоретический процесс, где человек благодаря культуре (прогрессу) преодолевает зависимость от природы и приобретает свободу. Поскольку они касаются лишь внешних поступков и их законосообразности, они называются юридическими законами: если же
Политическая и правовая идеология в немецкой классической философии
Будучи самым значительным мыслителем эпохи Просвещения, Кант критически переосмыслил рационалистические концепции своих предшественников, прежде всего в объяснении разумной природы человека, из которой выводились государство и право.
Природа должна дать человеку возможность самому ставить себе цели.
Средством, позволяющим приобрести эту способность к свободе целеполагания, является культура. Из этого теоретического положения следуют методологически важные для объяснения природы государства и права выводы.
Философско-правовые учения в западной европе конца xviii — середины xix в.
Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724—1804).
Вплотную разработкой государственноправовых вопросов Кант занялся в последние десятилетия своей жизни. В опубликованной в 1793 г. статье
«О поговорке “Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики ”»
Кант значительное место уделяет рассмотрению правовых вопросов. В 1795 г. Кантом был опубликован широко известный трактат «К вечному миру», где, в частности, были развиты общие взгляды на право и государство.
Наиболее полно кантовская философия права представлена в его работе «Метафизика нравов» (1797), состоящей из двух частей — «Метафизические начала учения о праве» (часть первая) и «Метафизические начала учения о добродетели» (часть вторая). Этот период литературной деятельности Канта совпадает с развитием событий Великой французской революции. Кант откликнулся на нее разработкой проблем права
Тема 11.
Политические и правовые учения классиков немецкой философии
Г.
Фихте и Г. В. Ф. Гегеля. 1. Политическое и правовое учение И. Канта Иммануил Кант (1724-1804 гг.). Родился в Кенигсберге в семье ремесленника.
В 16 лет Кант поступил в университет, одновременно работал домашним учителем в богатых семьях, что давало материальные средства для занятий философией. В 1755 г. завершает обучение в университете, защищает диссертации и получает звание приват-доцента.
Следующие 15 лет он в ожидании профессорской должности служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря. В 1770 г. занимает кафедру логики и метафизики в Кенигсбергском университете.
В 1786 и 1788 гг. избирался ректором университета. Ярких внешних событий в его жизни не было.
Он полностью сосредоточился на науке. За время своей преподавательской деятельности он читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до философии.