×
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Главная - Прием на работу - Правопорядок основанный на априорных принципах и канта

Правопорядок основанный на априорных принципах и канта

Библиотека Михаила Грачева


Угроза полной утраты независимости, нависшая над Германией, заставила правящую верхушку предпринять меры по ограничению крепостничества и преодолению феодальной раздробленности. В то же время немецкая буржуазия извлекла уроки из опыта Великой французской революции и, стремясь предотвратить вовлечение широких народных масс в политику, добивалась компромисса с дворянством. Выгодные для себя преобразования она надеялась осуществить с помощью постепенных реформ сверху, путем частичных уступок со стороны королевской власти. Отражением этой линии явилась примиренческая позиция немецкого бюргерства по отношению к правящим классам.

Особенности немецкой идеологии XVIII – начала XIX в.

определялись и тем, что в стране утверждались отношения веротерпимости между католиками и протестантами. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создавал благоприятные условия для развития теоретической

Учение Канта о государстве и праве

Он развивал направление идеализма, его работы играют важную роль в разработке диалектики. Время профессиональной деятельности Канта обычно делят на два периода: докритический, который длился до начала семидесятых годов девятнадцатого века, и критический, длившийся с начала семидесятых годов и до смерти философа.

В докритический период Кант пишет работы на различные темы, в основном в естественнонаучной области. В критический период философ пишет свои основные произведения, которые и составили его философское учение. Основными среди них являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

Стержнем его учения является категорический императив, закон определяющий поведение человека, а также принципы, в соответствии с которыми создаются общественные институты, обеспечивающие создание условий, необходимых для достижения целей, которые стоят перед человеком и обществом: свобода и счастье.

Электронная библиотека

Закон этот априорен и поэтому безусловен.

Кант называет его «категорическим императивом». «Категорический императив» лишен у Канта связи с конкретными предметами, с реальными эмпирическими событиями. Соблюдение требований «категорического императива» возможно тогда, когда индивиды в состоянии следовать голосу «практического разума».

«Практическим разумом» охватывались как область этики, так и сфера права. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом.Из такого понимания явствует, что оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки.
Истинное призвание права – надежно гарантировать мораль (субъективные мотивы, строй мыслей и переживания), то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализовываться свобода индивида.

Учение И. Канта о праве и государстве

с чувственных ощущений.

Однако эмпирические знания являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних признаках изучаемого предмета – его цвете, тяжести и т.п. Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант назвал априорным.

“Познание разумом и априорное познание суть одно и то же”, – писал он. На принципиально иных постулатах строится практическая философия Канта, в которой рассматриваются проблемы поведения человека. В этике и учении о праве – составных частях практической философии – главенствующая роль принадлежит априорным идеям.

Учение Канта о соответствии нравственности и права

Каждая наука имеет прикладную часть, которая определяет, как нужно использовать научные законы для достижения практических результатов.

Если в познании природы, утверждал Кант, “источником истины служит опыт”, то законы нравственности не могут быть выведены из существующих отношений между людьми. Научную теорию морали и права, аналогичную естественным наукам, создать поэтому, в принципе, невозможно.

Например, агрономия предписывает ряд мероприятий для повышения урожайности различных культур. Такие практические рекомендации имеются в различных видах научных знаний. Эти рекомендации относятся к умению и составляют многочисленные виды гипотетических императивов. Все гипотетические императивы вытекают из открытия причинных связей в мире опытных знаний.
Категорический императив независим от положений, устанавливаемых из опытных знаний, и вообще от фактов и событий в мире феноменов. Вообще, на категорический императив не распространяется категория причинности.

[12, c. 82] Четвертым свойством категорического императива, по учению Канта, является его автономность, т. е. независимость его от религии.

Такая установка Канта представляла собой знаменательный поворот в учении о морали.

политико-правовая концепция канта

И задача философии состоит в том, чтобы, исходя из разума, указать всеобщие правила поведения.

Только таким путем этика и теория права становятся наукой.

Закон нравственности По-своему трактует Кант разумную природу человека. Разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде — в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений.

И поэтому просвещение — всемирно теоретический процесс, где человек благодаря культуре (прогрессу) преодолевает зависимость от природы и приобретает свободу. Поскольку они касаются лишь внешних поступков и их законосообразности, они называются юридическими законами: если же

Политическая и правовая идеология в немецкой классической философии

Будучи самым значительным мыслителем эпохи Просвещения, Кант критически переосмыслил рационалистические концепции своих предшественников, прежде всего в объяснении разумной природы человека, из которой выводились государство и право.

Отсюда он делает вывод: разумное есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики. Эта доктрина Канта стала большим вкладом в познании социальных законов. Законы свободы в отличие от законов природы называются моральными.

Если философы-просветители считали разум врожденным свойством индивида, то Кант полагал его следствием прогресса культуры, который надлежит рассматривать как всемирно-исторический процесс. Благодаря прогрессу культуры человек преодолевает зависимость от природы и обретает гражданскую свободу. Высшее предназначение природы, по Канту, заключается в том, чтобы подготовить человека к тому, что он сам должен сделать, чтобы стать конечной целью.
Природа должна дать человеку возможность самому ставить себе цели.

Средством, позволяющим приобрести эту способность к свободе целеполагания, является культура. Из этого теоретического положения следуют методологически важные для объяснения природы государства и права выводы.

Философско-правовые учения в западной европе конца xviii — середины xix в.

Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724—1804).

Вплотную разработкой государственноправовых вопросов Кант занялся в последние десятилетия своей жизни. В опубликованной в 1793 г. статье

«О поговорке “Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики ”»

Кант значительное место уделяет рассмотрению правовых вопросов. В 1795 г. Кантом был опубликован широко известный трактат «К вечному миру», где, в частности, были развиты общие взгляды на право и государство.

Наиболее полно кантовская философия права представлена в его работе «Метафизика нравов» (1797), состоящей из двух частей — «Метафизические начала учения о праве» (часть первая) и «Метафизические начала учения о добродетели» (часть вторая). Этот период литературной деятельности Канта совпадает с развитием событий Великой французской революции. Кант откликнулся на нее разработкой проблем права

Тема 11.

Политические и правовые учения классиков немецкой философии

Г.

Фихте и Г. В. Ф. Гегеля. 1. Политическое и правовое учение И. Канта Иммануил Кант (1724-1804 гг.). Родился в Кенигсберге в семье ремесленника.

В 16 лет Кант поступил в университет, одновременно работал домашним учителем в богатых семьях, что давало материальные средства для занятий философией. В 1755 г. завершает обучение в университете, защищает диссертации и получает звание приват-доцента.

Следующие 15 лет он в ожидании профессорской должности служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря. В 1770 г. занимает кафедру логики и метафизики в Кенигсбергском университете.

В 1786 и 1788 гг. избирался ректором университета. Ярких внешних событий в его жизни не было.

Он полностью сосредоточился на науке. За время своей преподавательской деятельности он читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до философии.